«Новая разновидность фашизма». Кто на самом деле управляет Трампом
Дональд Трамп. Архивное фотоДзен
Со дня его инаугурации не прошло и двух месяцев, однако в это короткое время уместилось множество событий, которые шокировали весь мир: претензии на Канаду, Гренландию и Панамский канал, разгром USAID, операция по принуждению Украины к миру. И это еще далеко не все. Некоторые действия Дональда Трампа кажутся странными и нелогичными, но только если не знать, какими идеями руководствуется команда нового президента. О необычной философии Белого дома — материал РИА Новости.
Технат
«Америка прежде всего». Со времен первого срока Трамп известен как сторонник изоляционизма и экономического протекционизма. Тем удивительнее, что уже в инаугурационной речи он объявил о притязаниях на соседние страны.
Эти слова, которые многие поначалу сочли эксцентричной причудой, были произнесены в окружении руководителей крупнейших цифровых компаний — Илона Маска, Джеффа Безоса, Марка Цукерберга, Сундара Пичаи. Бизнес Силиконовой долины на прошедших выборах сделал ставку на республиканца. Сопоставив эти два факта, историки догадались: фактически новый старый президент собирается воплотить в жизнь концепцию столетней давности, известную как технат.
Речь о радикальном переустройстве общества: вся власть должна достаться инженерам и ученым, а основой экономики вместо денег станет энергия. Базой для построения утопии в начале прошлого века планировали сделать Северную Америку (включая Канаду, Мексику, Панаму) с присоединенной к ней Гренландией. Ресурсы региона — как человеческие, так и природные — смогли бы обеспечить полностью самодостаточное существование такой автаркии.
Карта Северной Америки
И действительно: Канада обладает огромными запасами полезных ископаемых, а Гренландия — редкоземельными металлами. Панамский канал, в свою очередь, гарантирует логистическую независимость.
Возможно, предполагают наблюдатели, к идее самодостаточной североамериканской экономики Трампа подтолкнула пандемия COVID-19, которая нарушила глобальную цепочку поставок и наглядно показала зависимость Штатов от Китая — главного стратегического партнера и одновременно противника.
Наиболее близкий к Трампу бизнесмен Илон Маск уже работает над тем, чтобы его компании — космическая SpaceX и автомобильная Tesla — достигли энергетической и технологической самостоятельности. Примечательно, что дед миллиардера, канадец Джошуа Холдеман, был одним из активных сторонников технократии.
С технатом перекликается другая концепция, которая родилась уже в XXI веке и получила широкое распространение среди «цифровиков».
Акселерационизм
Идею акселерационизма сформулировал английский философ Ник Лэнд. Это своего рода развитие учения Карла Маркса. Главное отличие в том, что к радикальному изменению общества должна привести не пролетарская революция, а технологии. Акселерационисты считают, что замедление или сопротивление прогрессу бесполезно и вместо этого нужно активно способствовать его ускорению.
Отсюда вышел так называемый эффективный акселерационизм — уже не столько концепция, сколько набор конкретных действий. Сторонники предлагают повышать эффективность управления и производства с помощью искусственного интеллекта, обработки больших данных и автоматизации. А традиционные иерархические системы хотят заменять сетевыми структурами. Возможности же человека собираются повышать интеграцией с технологиями — то есть буквально делать из людей киборгов. Или, как Маск, напрямую подключать мозг к компьютеру (проект Neuralink).
Илон Маск
Трамп уже сделал важные шаги в этом направлении. Эффективность правительства поручил Маску, который привлек к этому инженеров из своих компаний. Объявил о масштабных инвестициях, кратно превышающих вложения в Манхэттенский проект, в разработку искусственного интеллекта — программу Stargate, ведущая роль в которой отведена компании OpenAI (создатель ChatGPT). К радости «цифровиков» подписал указ о формировании стратегического резерва биткоина.
Таким образом, методы акселерационизма уже применяются. Отец же этого учения, Ник Лэнд, связан с другой спорной фигурой — Кертисом Ярвином. Который, что символично, тоже присутствовал на инаугурации Трампа.
«Темное Просвещение»
Бывший программист Ярвин считается идеологом неореакционного движения. В своих работах он спорит с широко распространенной концепцией «истории вигов», согласно которой человечество неизменно движется от худшего к лучшему — от рабства к свободе, от тьмы незнания к просвещению, а кульминации этот процесс якобы достигает в либеральной демократии и конституционной монархии.
Ярвин полагает, что демократия продемонстрировала свою несостоятельность, и допускает возвращение к абсолютной монархии. Единоличный правитель, по его мнению, может выстроить более эффективную социальную и политическую систему — разумеется, с опорой на новейшие технологии и технократов. Свою идеологию Ярвин называет «Темным Просвещением».
Вице-президент США Джей Ди Вэнс
Вице-президент США Джей Ди Вэнс признавался, что Ярвин оказал на него значительное влияние. В республиканских кругах у мыслителя много почитателей. Так, с пиететом о нем отзывается глава «мафии PayPal» — венчурный капиталист Питер Тиль, которого иногда называют серым кардиналом новой администрации Трампа.
Критика и споры
Тем временем алармисты бьют тревогу. Историк Джанис Мимура видит в укреплении связей политиков и лидеров высокотехнологической индустрии зарождение технофашизма — формы авторитаризма, где всем заправляют «технари». Она проводит параллели с японским милитаризмом: перед Второй мировой в оккупированной Маньчжурии чиновники Страны восходящего солнца запустили форсированную индустриализацию, не считаясь с жертвами среди местного населения.
Критикуют новый порядок и справа. Так, бывший советник Трампа Стив Бэннон использует выражение «технофеодализм». Он считает, что технократия угрожает свободе, а людей превращает в цифровых рабов.
«Трамп — лишь фасад для «мафии». Кто на самом деле победил на выборах в США