news-to.ru

Свежие новости

«Россияне заплатят за все». В Москве приняли сложное решение

"Россияне заплатят за все". В Москве приняли сложное решение

Дзен

Цены на такси в России стремительно растут: так отрасль пытается решить многочисленные проблемы, которые накопились за несколько лет. Однако участники рынка и эксперты сомневаются, что это поможет.

«Это поможет»

Поездки на такси дорожают по всей стране уже не первый год. В 2024-м средний чек по России приближается к 500 рублям, в Москве — к 800. В конце октября стало известно об очередном повышении цен, прежде всего в столице.

Агрегатор «Яндекс.Такси», на долю которого приходится, по некоторым данным, до 96 процентов поездок по городу, поспешил успокоить: изменения коснутся только тарифа «Комфорт», а средний чек для потребителя вырастет не более чем на три-четыре процента.

«Это поможет привлечь для выполнения заказов больше водителей в условиях их растущей нехватки. Также корректировка тарифов позволит частично компенсировать партнерам увеличение цен на обслуживание и содержание автомобилей», — объяснила РИА Новости представитель пресс-службы компании «Яндекс» Александра Репьева.

Она опровергла данные о том, что рост превысит 20 процентов от нынешней цены.

Эксперты же считают, что стоимость поездок будет увеличиваться и дальше, поскольку другого выбора у отрасли, кажется, просто нет. Это относится как к крупным агрегаторам, так и к небольшим местным компаниям.

«Такое себе удовольствие»

Не только перевозчики сегодня испытывают дефицит рабочих рук: уровень безработицы в России в июне 2024-го снизился до 2,4%. Проблему усугубила ситуация с мигрантами. Часть водителей из ближнего зарубежья уехала сама — не устроил подешевевший рубль. Другую «попросили на выход»: в последнее время в стране усилили борьбу с нелегалами.

По словам самих таксистов, это уже сказалось на кошельке клиентов.

«На самом деле цена растет уже давно, — говорит Сергей, таксист из Домодедово. — Но большой всплеск стоимости был в конце прошлого года, когда из-за курса и антимигрантских рейдов поуезжали киргизы. Раньше они работали в основном на тарифе «Эконом». Теперь выходишь на линию — вообще никого».

"Россияне заплатят за все". В Москве приняли сложное решение

Автомобили такси стоят в пробке в Москве

На привлекательность профессии влияют и другие особенности текущего времени. Среди них — проблемы со спутниковой навигацией в центре Москвы. Некоторые вовсе отказываются выезжать, если конечный пункт в пределах Третьего транспортного кольца.

«Вот, представь, в час пик тебе надо на заказ, а навигатор показывает, что ты не на Берсеневской набережной, а вообще непонятно где. Особенно по всяким небольшим улочкам в центре плутать — такое себе удовольствие. Поэтому машин меньше. Само собой, и цена выше», — отмечает Сергей.

Сегодня примерно пятая часть машин в таксопарках простаивает. «Если в 2023-м нехватка кадров составляла 72 тысячи человек, то к концу 2024-го этот показатель может увеличиться до 130 тысяч водителей», — считает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.

Сорок четыре месяца

Кроме того, за последние четыре года кардинальным образом изменилась «экономика автомобилей». Привычные иномарки покинули российский рынок, а китайские авто на нем недавно, поэтому пока сложно оценивать их долговечность. Параллельный же импорт, отмечают в отрасли, осложнен крайне высоким утилизационным сбором. Эту меру ввели, в частности, для поддержки отечественных автопроизводителей — но и их продукция за несколько лет подорожала в разы.

«Например, Lada Vesta SW, которая в ноябре 2020-го продавалась по 759 900 рублей, в ноябре 2024-го стоит от 1 525 000. Это делает повышение цен ожидаемым и необходимым для отрасли», — говорит основатель сервиса taxiCRM и компании PayPeople Вадим Чермошенцев.

По словам Евгения Черного из сервиса CEO Exodrive, с 2020-го втрое вырос срок, за который таксопарк перестает быть убыточным для перевозчика, — до 44 месяцев. Этот показатель зависит в том числе от качества вождения. «Среди водителей далеко не все профи — это тоже сказывается на затратах парка», — указывает эксперт.

"Россияне заплатят за все". В Москве приняли сложное решение

Сильный дождь в Москве

Еще один важный фактор повышения цен, по словам участников рынка, — значительное усиление госрегулирования. Так, с 1 сентября владельцев таксопарков обязали приобретать новый вид страховки в дополнение к ОСАГО — полис ОСГОП (договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров).

Тарифы — от 1300 до 5400 рублей в год на один автомобиль, хотя, по данным страховщиков, чаще всего договоры заключают в диапазоне трех — трех с половиной тысяч. Таким образом, в день на один автомобиль приходится чуть более десяти рублей. Вроде бы немного, но именно из таких мелких факторов складывается высокая себестоимость поездок.

Пятнадцатые в мире

Эти и другие обстоятельства, похоже, сделали повышение цен неизбежным. «Даже небольшая прибавка может помочь, поскольку в условиях текущего ценообразования отрасль была на грани кризиса. Если бы тарифы остались на прежнем уровне, через два года мы бы столкнулись с серьезными проблемами: таксопарки работали бы на старых и неисправных автомобилях, что увеличивало бы риск аварий и снижало качество обслуживания», — поясняет Чермошенцев.

Однако некоторые эксперты считают, что на обещанных трех-четырех процентах рост не остановится. «На самом деле этот показатель будет существенно выше», — отмечает Тузов.

По его словам, нынешнее повышение тарифов не сможет решить многие проблемы, особенно кадровую.

«Сами трудоустроенные в отрасли не считают, что текущий рост тарифов поспособствует привлечению кадров в сегмент. На оплате труда водителей индексация стоимости поездки, скорее всего, не отразится, — говорит он. — В целом количество заказов после повышения цен на поездки может сократиться, особенно в мегаполисах, где идет активное развитие общественного транспорта и мобильной городской среды».

"Россияне заплатят за все". В Москве приняли сложное решение

ФАС ведет работу для сдерживания цен «Яндекс Такси»

Источник

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © Все права защищены.